Выживет ли единственная в Восточной Европе пассажирская узкоколейка

На Львовской железной дороге едва не остановилась уникальная узкоколейка. Сейчас ее работу удалось возобновить, но надолго ли...

Выживет ли единственная в Восточной Евро…

Из-за кражи кабеля связи Львовская железная дорога в конце прошлой недели прекратила движение единственной в Восточной Европе пассажирской узкоколейки Антоновка-Заречное в Ровенской области. Depo.Львов выяснял, реально ли восстановить ее работу и с какими еще проблемами сталкивается "кукушка", как ее называют местные жители.

В пресс-службе Львовской железной дороги Depo.Львов пояснили, что на перегоне Заречное-Белая похищено около 5 км проводов воздушной линии связи. Работать же без связи является нарушением правил техники безопасности. Материалы о краже переданы в полицию, местные жители обходились другими видами транспорта. К счастью, работу узкоколейки удалось восстановить в течение недели. Но долго ли она будет работать - неизвестно, ведь денег на ее функционирование нет.

Чи відновить роботу єдина у Східній Європі пасажирська вузькоколійка - фото 1

Небольшой локомотив с маленькими, как на детской железной дороге, вагончиками курсирует уже более 100 лет. Узкоколейку построили в 1905 году для вывоза леса. Даже во время обеих мировых войн поезд возил людей, скот, лес, зерно. После войны на нем перевозили щебень, уголь, лес, людей и скот. Потом поезд начал курсировать как пригородный.

Его называют по-разному - "поездок", "кукушка", "106 километров Полесья" - и до сих пор считают единственным транспортным средством, который связывает многих жителей здешних деревень на болотах с ближайшими очагами цивилизации. Маршрут поезда - это те самые 106 километров сквозь леса и болота северной части Ровенской области. Некоторые остановки на маршруте – только переезды на лесных дорогах, куда некоторые полищуки добираются гужевым транспортом.

"Время на месте не стоит, все развивается, и если эта узкоколейка лет 20 назад и вправду была для тамошних жителей так называемой дорогой жизни, то теперь – уже далеко не единственной, - рассказала Depo.Львов Юлия Грабова из пресс-центра Львовской железной дороги. – Пока поезд не курсировал, в тамошние села привозили хлеб, другие продукты, люди добирались, куда кому надо, другими видами транспорта, в том числе и на собственных автомобилях".

Чи відновить роботу єдина у Східній Європі пасажирська вузькоколійка - фото 2

В то же время, "кукушку" уже давно облюбовали туристы, в том числе и иностранные, для которых это путешествие – настоящая аттракция. Они с интересом наблюдают за маневрами тепловоза на конечной станции, работой стрелок и семафорной системы. Во время движения некоторые любят смотреть, как проводница орудует совком, подбрасывая уголь в топку. За окнами – пейзажи девственных лесов, голубые озера, непроходимые болота и белые песчаные дюны. Поездок проезжает по единственному в Украине деревянному железнодорожному мосту через реку Стырь. Если туристы-фотографы просят, машинист позволяет пройти мост пешком, а затем замедляет ход так, чтобы фотограф смог запрыгнуть в вагон на ходу.

Чи відновить роботу єдина у Східній Європі пасажирська вузькоколійка - фото 3

Местная власть несколько лет назад прониклась идеей привлечь сюда как можно больше туристов, чтобы превратить "кукушку" в туристический объект, который приносил бы какой-то доход. Володимирецкая и Заречненская районные администрации Ровенской области разработали и подали на Всеукраинский конкурс проектов свой - под названием "Полесский трамвай". И еще в 2009 году он получил грант на 700 тысяч гривен. Для успешной его реализации Канадская экспертно-сервисная организация КЕСО предоставила профессиональную практическую помощь местной общине и исполнителям проекта для планирования результатов и разработки плана действий.

А в 2013 году Берлинская группа защиты прав человека инициировала в украинском киноклубе в Германии демонстрацию фильма Александра Балабана и Александры Хребтовой "2003 километра от Эйфелевой башни" о жизни полесского села Островское, жители которого регулярно пользуются "кукушкой", как единственным в этих местах транспортным средством. Лента вызвала у немцев культурный шок. Владельцы одного из европейских туристических агентств Мартин Копечке и Петер Коллер решили заняться будущим "кукушки" по нескольких соображениям: к ее строительству в свое время приложили руку немцы, поезд курсирует через роскошные озерно-лесные массивы, а также чтобы сохранить для крестьян на севере Заречненского района этот поезд как средство передвижения.

Чи відновить роботу єдина у Східній Європі пасажирська вузькоколійка - фото 4

Немецкие эксперты предлагали властям области, на содержание которой хочет передать узкоколейку Львовская железная дорога, наладить контакты с партнерами в Румынии и Польше, которым не только удалось спасти подобные узкоколейки от закрытия, но и сделать их частью региональной туристической инфраструктуры. Информацию о "кукушке" внесли на немецком языке в несколько туристических путеводителей по Украине. Впрочем, все это, как показывают нынешние реалии, положительного результата не дало.

"Мы неоднократно ставили перед местной властью вопрос о том, чтобы передать узкоколейку в коммунальную собственность, От ее содержания железная дорога ежегодно несет убытки на 8-9 миллионов гривен", - рассказала Грабова.

По ее словам, местная власть только декларирует свои намерения оставить ее в рабочем состоянии, однако взять на содержание отказывается: это слишком дорого для бюджета. Но и содержать узкоколейку очень сложно. Ее техническое состояние плохое, нет предприятий, которые ремонтируют такие вагоны, локомотивы и пути. Все ремонты – это, по сути, ручная работа.

Поездом пользуются в основном пенсионеры, имеющие право бесплатного проезда, а также школьники, которые доезжают до школы в другое село - тоже бесплатно. И даже если бы каждый пассажир, который не пользуется льготой, честно платил за проезд, эти деньги – копейки по сравнению с затратами на функционирование узкоколейки", - добавила Грабова.

За годы работы узкоколейки с карты исчезли некоторые хутора и деревни, мимо которых она вьется. Давно умерли помещики, которые прежде не согласились дать землю под строительство железной дороги, за что она так петляет лесами-болотами. А поездок ходит до сих пор...

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Ровно

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme